Московские девелоперы получили от горзаказа поворот.
Московские девелоперы и строители столкнулись с еще одной серьезной преградой в своей деятельности. Им пришлось столкнуться с потерей проектов, которые охватывали 7 миллионов кв. метров (стоимость примерно 35 миллиардов долларов), но на этом проблемы не ограничились – в соответствии с инициативой градоначальника Москвы Сергея Собянина, были пересмотрены все инвестиционные контракты в городе, что привело к лишению для них работы на горзаказе.
При этом выражено на предложение правительства города по изменению условий участия строителей в торгах по городскому заказу было согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы. Отметим, что горзаказ распространяется на проекты, стоимость которых начинается от 500 миллионов рублей. От претендента, по новым изменениям, требуется выполнение всего цикла предстоящих работ – все стадии, начинающиеся проектированием и заканчивающиеся непосредственно строительством. Необходимо подтвердить, что производственные мощности находятся в собственности компании. Московская мэрия разъяснила внесенные поправки – власти города предпринимают попытки избежать сотрудничества с фирмами-однодневками.
Мэрия также сообщила о другом актуальном аргументе – при отдельных конкурсах на подрядчика и проектировщика затягиваются отведенные сроки на строительство. Стоит признать, что сейчас адресная инвестпрограмма города выполнена пока лишь на 31% - за 8.5 месяцев. Такую ситуацию можно с полной уверенностью называть провалом. Но обусловлены ли такие проблемы недостатками системы конкурсов? Смеем утверждать, что нет.
Московское правительство в любом случае может обойтись без таких формальностей, если планируется передать проект своей компании. Источники в пресс-службе столичного правительства отметили, что уже при Собянине «Мосинжпроект», принадлежащий городу, смог получить несколько серьезных контрактов, включая путепровод на Варшавском шоссе, подземный комплекс на площади Тверской заставы, Транспортную развязку, участки на Четвертом транспортном кольце – находятся от Рязанского просп. до шоссе Энтузиастов, непосредственно от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.
Однако не стоит забывать о прочих серьезных городских объектах, реализация которых только предстоит. В частности, для выполнения горзаказа столичными властями на следующие 4 года заложена сумма в 1.5 трлн. рублей. Предполагается, что будут развиваться дороги, социальные объекты (детские сады, школы и пр.). К тому же, планируются работы по строительству 2,25 млн. кв. метров муниципального жилья, для чего властями выделяется 150 млрд. рублей до 2014 г.
Безусловно, ведущие участники на столичном строительном рынке заинтересованы в разделении этого пирога, число их не превышает 20 компаний. При этом есть вероятность, что именно они и лоббировали внесение поправок в тендерные условия в рамках горзаказа. Могли быть лоббистами поправок «Мостотрест» (владелец – Аркадий Ротенберг), группа ПИК (Сулейман Керимов), «Трансстрой» (Олег Дерипаска), ЛСР (Андрей Молчанов). Все владельцы этих холдингов, кроме Балакина, находятся не столь в окружении московского градоначальника, а более в кругу Владимира Путина.
Поэтому сложно назвать такую инициативу Собянина совпадением, её можно считать подтверждением того, чьи интересы преследует московский мэр.