История строительства дюкера в Костроме.
В Костроме продолжают реконструировать канализационный дюкер через Волгу. В областной администрации заверяют, что проблем с его финансированием нет.
При этом подчеркивается, что прежнее руководство не всегда учитывало законы логистики при обустройстве жизни города. Кострома в большинстве своем располагается на левом побережье р. Волги, строительство мощных Коркинских очистных сооружений велось на правом берегу. Для перемещения основных стоков города на другой берег, потребовалось протягивание коллектора-дюкера по дну реки. Почему же нельзя было произвести строительство очистных сооружений для обеих частей города, вопрошают сейчас в новой администрации? Если бы соответствующее решение было принято раньше, сейчас бы с дюкером вовсе не возникло бы проблем. Ведь в таком случае он бы просто не потребовался. Но приходится работать с тем, что уже имеется в наличии.
Сварен дюкер из стальных труб. Дважды был выработан его ресурс за 25 лет эксплуатации, выявлена ржавчина металла, истончение толщины стенок до 5, на некоторых участках до 2 мм., хотя норма составляет 12. В результате возникает даже опасность экологической катастрофы. Ведь стоки могут сказаться и на регионах, находящихся ниже по течению.
Сталкиваться со столь серьезной угрозой никто не желает, поэтому руководством центра было утверждено решение о выделении необходимых средств, по софинансированию к проекту подключились также город с областью. Ведется проект строительства нового дюкера с 2008-го года, сооружается на данный момент 3-я очередь. Ведутся основные работы по проекту возле деревушки Становщиково, варятся 2 нитки трубопровода. Выполняются работы в соответствии с установленным графиком, одновременно тремя бригадами, в составе каждой из которых по 10 человек. Обеспечивается и контроль должного качества работ.
Выполнены за это время реконструкции главной насосной станции, расположенной на левом берегу Волги, строительство двух камер переключения, железобетонного резервуара верхней станции докера, прокладка двух нитей дюкера по 1600 м. по дну реки, прокол под ж/д мостом. Для дюкера общая протяженность равна 10 км, строительство 6.8 км. из которых уже завершено.
Алексей Соколов, главный инженер в фирме-подрядчике, отмечает, для работ используется высшая марка прочности полиэтиленовых труб, которые не боятся влияния коррозии. Диаметр каждой составляет 1.2 м.- по сравнению со старыми на 200 мм. меньше. Для стенок толщина составляет 71 мм. Для сварки стыков используется немецкое оборудование. Две трубы машина способна соединить за 4 часа. Весь рабочий процесс контролируется, не требуется ОТК, удалось исключить вероятность погрешностей из-за человеческого фактора. Для техники предусмотрены приборы протоколирования для точного контроля всех сварочных работ по трем необходимым параметрам: давление, время, температура. Без соблюдения всех указанных параметров заключение по качеству машиной выдаваться не будет.
Минимальный гарантийный срок надежности составляет 50 лет. При использовании полиэтилена актуальна другая технология сварки, которая стала востребованной для иностранного рынка. По сравнению со стальными трубами, отличие заключается в получении однородной зоны, отсутствии шва как такового. Переход реки по ширине, сопоставимой с Волгой, можно считать поистине уникальной работой. В российской практике были реализованы лишь 3 таких проекта.
Контролируется сооружение дюкера, который относится к числу важнейших объектов для жизнеобеспечения Костромы, со стороны городской администрации. Основным вопросом остается финансирование, сейчас оно решается. Выделены деньги со всех источников в полном объеме – указывается в заявлении Наталии Подкопаевой, заместителя губернатора. По текущему году федеральный бюджет рассчитался в полной мере, сейчас постепенно подтягивается город. По программе «Модернизация объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры» стоимость инвестпроекта оценивается в 721 млн. рублей, 521 из которых уже освоен.
Освоение средств по результатам 2012-го года составило около 70 млн. Сообщается о планах завершения третьего строительного этапа в сентябре, после чего остается лишь справиться с заключительной стадией, в рамках которой верхняя станция будет подводиться и подключаться к ветке, выполнение которой запланировано в 2013-м году. Удается придерживаться графика, без отставаний по срокам.