В Орске будут 2 водовода: основной и резервный.
Определять причины аварии будет специальная комиссия, в состав которой вошли коммунальщики, также специалисты из научной сферы: МУП «Застройщик» и проектная организация «Фундаментпроект». Проведено первое заседание комисси 11 января.
Заместитель главы Орска по муниципальному хозяйству Сергей Егер сообщил, что поставлена задача в течение недели представить служебные записки, в которых членами комиссии буду названы причины возникшей аварии. Однако будет указан комплекс причин, среди которых несоответствие укладки водовода нормативам (требуется глубина 2.5 м., а на практике нет и полутора), также необходимо под водоводом основание, а там существует «плывун», нужно учитывать и температурные перепады. Требуется понимание, было ли влияние на аварию и в результате строительства дамбы.
Было определено, что водовод, который сдан в эксплуатацию в 1974 г., пересекает в месте аварии старое русло Урала.
Начальник УЖКХ Орска Евгений Золотов в своем заявлении отметил, что дамба проектировалась именно по данному руслу для снижения затрат (не платить компенсации дачникам за снесенные сады). А ведь русло предполагает свои нюансы: имеются роднички, грунтовые воды, в основании находится песок и ил. Он отметил, что при строительстве водовода, вероятно, подготовка основания выполнялась, однако его подмыли грунтовые воды. Существует проблема слабого основания, но не из-за плохого строительства. В советское время принимались объекты данного типа государственной комиссией, действовали очень серьезные требования. Если не возникало проблем в работе в течение стольких лет, то это свидетельствует о качественном подходе.
Однако уже были проблемы в работе водовода. Евгений Алексеевич сообщил, что еще десять лет назад была утверждена прокладка новой трубы, диаметр которой составлял 1000 миллиметров – «тыщевка». Однако она была доведена лишь до пл. Гагарина, до монумента самолета.
При этом в 2011 г. были возобновлены работы – в этот раз со стороны парковой площади, проходить труба будет под железнодорожной развязкой, что предполагает значительные траты, также необходимо согласовать проект с железнодорожниками. На 10 млн. рублей проложены 300 м. полиэтиленовой трубы – этот материал характеризуется гибкостью и долговечностью, для него не будут страшны подвижки грунта.
Впоследствии данный водовод будет главной городской водной артерией. Труба, на которой и случилась авария («девятисотка»), будет резервной линией.