• Трубы стеклопластиковые

    Трубы стеклопластиковые

    Трубы стеклопластиковые диаметрами от 50 мм до 2600 мм для транспортирования питьевой воды, технической воды, сточных вод, нефтепродуктов, пластовых вод и других агрессивных средств для магистральных линейных трубопроводов, трубопроводых систем внутрипромыслового нефтесбора, перекачивающих и нагнетальных трубопроводных систем, обвязки резервуарного парка.

  • Трубы полипропиленовые Прагма

    Трубы полипропиленовые Прагма

    Трубы полипропиленовые двухслойные гофрированные производства Жуковского завода компании Pipelife Rus - единственного производителя на территории РФ торговой марки «трубы Pragma». Изготавливаются согласно ТУ 2248-001-96467180-2008. Номинальные диаметры труб от 160 мм до 1000 мм.

  • Трубы канализационные гофрированные

    В Санкт-Петербурге фирмой «Икапласт» по ТУ 2248-004-50049230-2006 выпускаются трубы канализационные гофрированные из полипропилена для сетей канализации и водоотведения. Трубы пользуются заслуженным уважением местного водоканала за оптимальные ценовые и качественные параметры. Размеры трубы от 160 мм до 630 мм включительно.

  • Трубы полиэтиленовые гофрированные

    Трубы полиэтиленовые гофрированные

    Трубы гофрированные из полиэтилена выпускаются предприятием ФД-пласт в подмосковной Электростали по ТУ 2248-001-99718665-2008 диаметром от 200 мм до 800 мм. С 2012 года освоено производство труб ФД-пласт АРМ от 1000 мм до 2400 мм кольцевой жесткость 16 kN / m2, а по желанию заказчика и 24 kN / m2, по ТУ 2248-001-38314882-2012.

Контрасты Нью-Йоркской канализации.

Нью-Йорк - самый большой город США (около 8,5 млн. жителей), мировой центр торговли, финансов и развлечений, крупнейший в стране транспортный узел и морской порт. Система водоотведения Нью-Йорка представляет собой огромное хозяйство: в городе насчитывается 14 станций очистки стоков, а общая длина канализационных коллекторов превышает 10 тыс. км. В последние годы, благодаря модернизации объектов и постоянному контролю за состоянием сбросов, городские власти сумели добиться значительного улучшения состояния воды в нью- йоркской гавани. Несмотря на это, проблемы остаются.

Нью-Йорк расположен в большой бухте (нью-йоркская гавань) на побережье Атлантического океана, занимает общую площадь 1214 км2, из которых на водную поверхность приходится 425 км2. Территория Большого Нью-Йорка значительно больше - 17,4 тыс. км2, на которой проживает 18,8 млн. человек. Город пересекают две крупные водные артерии: река Гудзон (длина - 507 км, площадь водосборного бассейна - 36,26 тыс. км2, средний сток - 606 м3/сек) и Ист-Ривер - судоходный пролив длиной 26 км между бухтой Аппер-Нью-Йорк и проливом Лонг- Айленд-Саунд, отделяющий нью- йоркские районы Манхеттен и Бронкс от острова Лонг Айлед, на котором расположены районы Куинс и Бруклин. Когда говорят о нью-йоркской гавани, то имеют в виду не только бухты, заливы и проливы между ними, но и устье реки Гудзон, Ист-Ривер и ряд мелких протоков. Река Гудзон является южной границей города и одновременно штата Нью-Йорк, отделяющей его с юга от соседнего штата Нью-Джерси. Административно город делится на пять районов, каждый из которых относится к отдельным округам штата Нью-Йорк: Бронкс (1,392 млн. жителей, площадь - 109 км2), Манхеттен (1,635 млн., 59 км2), Бруклин (2,557 млн., 183 км2), Куинс (2,293 млн., 283 км2) и Статен Айленд (487 тыс. жителей, площадь - 151 км2).

Канализация в Нью-Йорке появилась в середине XIX века. С 1850 по 1855 гг. в городе было проложено около 110 км коллекторов. Очистку сточных вод начали производить в 1890-е гг., когда были построены первые три городские очистные станции. В районе Бруклин появились станции 26-ая Вод (26th Ward) и Кони Айленд (Соnеу Istland), а в районе Куинс - Джамейка (Jamaica). Появление очистных сооружений было продиктовано заботой городских властей о состоянии пляжей, которыми в то время пользовалось очень большое число горожан. Вопросы качества воды в нью-йоркской гавани тогда не рассматривались. Процесс очистки стоков на первых станциях включал химическую коагуляцию и дезинфекцию воды с помощью хлора в летний период. К началу XX века население Нью-Йорка выросло до 3,5 млн. В 1904 году была образована Центральная комиссия по канализации, которая разработала первый план по созданию централизованнои канализации и строительству новых очистных сооружений. С 1935 по 1945 гг. было сооружено три новые станции по очистке стоков: Водз Айленд (Wards Island) в Манхеттене, а также Бовери Бей (Bowery Вау) и Толмен Айленд (Tallman Island) в районе Куинс. Станция Водз Айленд, вступившая в строй в 1936 году, была первой в городе, на которой для очистки стоков использовался активный ил. В 1946 году шесть имеющихся на тот момент станций были в состоянии очищать около 2,2 млн. м3 сточных вод в сутки.

1945-1965 гг. в Нью-Йорке было построено пять новых станций: Хантс Пойнт (Hunts Point) в Бронксе, Оуквуд Бич (Oakwood Beach) и Порт Ричмонд (Port Richmond) на острове Стэтен Айленд, а также Рокавей (Rockaway) и Аулс Хед (Owls Head) в Бруклине. К концу 60-х годов прошлого века население мегаполиса достигло почти 8 млн. чел. Одновременно была проведена реконструкция устаревших станций Бовери Бей, Кони Айленд и Толмен Айленд. На этих станциях был внедрен процесс ступенчатой аэрации, что позволило сократить продолжительность обработки стоков и сделать процесс очистки более гибким и удобным. Таким образом, к началу 1970-х в Нью-Йорке функционировало уже 11 крупных очистных сооружений, на которые ежедневно поступало на очистку 4,6 млн. м3 сточных вод. На городских очистных сооружениях удалялось до 65% всех загрязнителей, находящихся в стоках.

В 1979 году в районе Бруклин была сооружена самая мощная в городе станция Ньютаун Крик (Newtown Creek). Проектная мощность станции составила 1,37 млн. м3 стоков в сутки. Особенностью конструкции станции стало отсутствие первичных отстойников, поэтому сточные воды после гравиеловки и песколовки поступали сразу в аэротенки и вторичные отстойники, благодаря чему удалось сэкономить место и сократить количество насосного оборудования. В 1972 году был принят федеральный Закон о чистой воде (Clean Water Act, CWA), в котором определялись базовые понятия в сфере водопользования и во доотведения. Согласно положениям Закона все очистные сооружения должны иметь мощности по вторичной очистке стоков.

К 1980 году на девяти станциях Нью-Йорка была проведена соответствующая модернизация, а ежедневное количество очищенных стоков достигло 6 млн. м3. К 1995 году вторичную очистку внедрили на станциях Кони Айленд и Ауле Хед. Кроме того, в 1980-1995 гг. было завершено строительство станций Ред Хук (Red Hook) в Бруклине и Норе Ривер (North River) в Манхеттене. В итоге общее число очистных станций достигло 14-ти, и их оказалось достаточно для того, чтобы все сточные воды Нью-Йорка проходили полноценную очистку. Последний по времени впечатляющий проект - реконструкция крупнейшей станции Ньютаун Крик, первый этап которой проходил в 2003-2007 гг.  Восемь новых метантенков, изготовленных из углеродистой стали, каждый высотой 27,4 м придали сооружению необычный «хайтековский» облик. В итоге мощность станции возросла с 1,3 млн. м3 до 1,5 млн. м3/сут. На последующих этапах реконструкции предполагается довести мощность до 1,8 млн. м3/сут. и установить линию по полному удалению нутриентов.

В настоящее время всеми вопросами, связанными с водоотведением, ведает Бюро по очистке сточных вод Нью- Йорка (Bureau of Wastewater Treatment, BWT), которое является подразделением Департамента охраны окружающей среды Нью-Йорка (The New York City Department of Environmental Protection, DEP). Под контролем Бюро, в котором работают 1900 сотрудников, находятся 14 станций по очистке сточных вод, через которые проходит до 5,7 млн. м3 стоков в день в сухую погоду и 7,9 млн. м3- в сырую погоду (2008 г.), 93 насосные станции, 150 тыс. колодцев ливневой канализации, более 5000 подземных фильтрационных резервуаров и 494 ливнеспуска общесплавной канализации.

Общая длина городских канализационных коллекторов достигает 10,6 тыс. км. Диаметр труб канализационной сети обычно составляет от 3 до 5 футов (от 90 до 150 см). По признанию специалистов Бюро по очистке сточных вод, состояние многих коллекторов находится в неудовлетворительном состоянии. Например, в районе Нижний Манхеттен до сих пор эксплуатируются трубы, проложенные еще в середине XIX века. В последние годы на реконструкцию сети стали выделяться значительные средства, а для контроля за состоянием труб используются современные методы диагностики, включая видеокамеры с дистанционным управлением.

Процесс очистки стоков

На станциях Нью-Йорка очистка сточных вод обычно состоит из пяти основных процессов: предварительной очистки, первичной очистки, вторичной очистки, обеззараживания и обработки твердого осадка. На стадии первичной и вторичной обработки загрязненной воды удается удалять от 85% до 95% загрязнителей, после чего очищенные стоки дезинфицируются и выпускаются в акваторию нью-йоркской гавани. Весь цикл очистки стоков занимает в среднем около семи часов. Полученный в ходе очистки воды ил сбраживается, а затем обезвоживается. Полученные в итоге твердые биологические вещества затем используются в аграрном секторе в качестве удобрений или компоста.

Предочистка

На этапе предварительной очистки муниципальные стоки, поступающие на очистные сооружения по магистральным коллекторам, проходят через вертикальные полосовые решетки, расположенные на подземном уровне. Расстояние между прутьями решеток составляет от 1 до 3 дюймов (2,5 - 7,5 см). Это позволяет задерживать крупный мусор, которого в сети общесплавной канализации оказывается очень много. Проблема утилизации мусора является весьма актуальной для Нью-Йорка, и городские власти постоянно призывают жителей выбрасывать твердые отходы только в мусорные баки, а не использовать для этого канализацию. Тем не менее большое количество мусора, включая крупные предметы (тряпки, газеты, упаковка, индивидуальные пакеты, бутылки, банки от пива и прохладительных напитков, пластиковая посуда и проч.) оказывается на улицах, после чего во время сильных осадков и таяния снега попадает в коллекторы. В тех районах города, где существует раздельная система канализации, посторонние предметы попадают из туалетов, куда их бросают жители. Собранный крупный мусор собирается и вывозится на городские свалки.

Первичная очистка

После предварительной очистки сточные воды с помощью насосов поднимают на уровень поверхности, где происходит очистка в первичных отстойниках. Этот процесс протекает в течение одного-двух часов. В результате седиментации находящиеся твердые взвеси и жиры собираются с поверхности отстойников и удаляются. Ил из первичного отстойника направляется в циклонные сепараторы или центрифуги, где происходит отделение твердых частиц, таких как песок, мелкий гравий (до 0,5 см) и проч. Собранные твердые вещества удаляются, промываются и вывозятся на свалки. Очищенный однородный ил поступает в цех по обработке ила, а частично очищенные стоки из первичного отстойника направляются на стадию вторичной очистки.

Вторичная очистка

На этапе вторичной очистки используется активный ил. Возвратный ил из первичного отстойника подается в аэротенки, куда поступают предварительно очищенные стоки, и нагнетается воздух. В аэротенках применяется метод мелкопузырчатой аэрации. В результате происходит быстрый рост аэробных микроорганизмов, которые окисляют содержащиеся в воде органические вещества. Более тяжелые вещества в дальнейшем оседают на дно аэротенков. Продолжительность периода биоочистки в аэротенках зависит от качества стоков и скорости биодеградации и в среднем составляет 4,5 часа. Затем очищенная вода поступает во вторичные отстойники, которые конструктивно схожи с первичными отстойниками. Здесь оставшиеся в воде тяжелые частицы оседают на дно в виде ила. Часть этого ила снова подается в аэротенки для стимулирования процесса биоочистки с активным илом. Этот возвратный ил, в котором содержится огромное количество микроорганизмов, помогает поддерживать правильное соотношение воздуха и бактерий в аэротенках, что способствует наиболее полному удалению загрязнителей из воды. Оставшийся ил из вторичных отстойников добавляется к илу, полученному из первичных отстойников, после чего также поступает на обработку. Вода находится во вторичных отстойниках на протяжении двух-трех часов, после чего направляется в резервуар для обеззараживания.

Обеззараживание

Для инактивации болезнетворных возбудителей на всех станциях Нью-Йорка на заключительном этапе очистки стоков производится обязательное хлорирование воды. В течение 15 - 20 минут вода находится в резервуарах для дезинфекции, куда подается гипохлорит натрия. После этого окончательно очищенная сточная вода выпускается в реку Гудзон, Ист- Ривер или в один из заливов нью-йоркской гавани.

Сбраживание ила

Поступающий из первичных и вторичных отстойников ил предварительно уплотняется, а после этого поступает на дальнейшую обработку. В результате из него удаляются опасные вещества, и он оказывается пригодным для использования в различных целях. Уплотненный ил направляется в метантенки, где он нагревается до температуры 35°С. Обычно на очистных сооружениях Нью-Йорка применяется мезофильное сбраживание, т.е. не выше 35°С. Это замедляет процесс биодеградации, однако сброженный ил лучше отдает воду. В метантенках ил, как правило, находится в течение 15-20 дней. Отсутствие кислорода и тепло стимулируют рост анаэробных бактерий, которые разлагают органическую часть ила. В ходе окончательного распада органических веществ происходит стабилизация ила и выделение воды, углекислого газа (СОг) и метана (СН4). Полученный в результате процесса сбраживания ил приобретает более густую консистенцию и почти теряет специфический запах. Затем этот ил обезвоживается.

Использование метана

Получаемый в процессе сбраживания ила метан используется в качестве источника энергии для разнообразных нужд на очистных сооружениях. Метан служит топливом в котельных для получения пара, которым подогревается ил в метантенках, а на некоторых станциях на метане работают двигатели, генераторы и другое оборудование. К настоящему моменту Департамент охраны окружающей среды Нью-Йорка совместно с Администрацией Нью-Йорка по энергетике (New York Power Authority, NYPA) установили на четырех станциях (26-ая Вод, Ред Хук, Оуквуд Бич и Хантс Пойнт) топливные элементы, которые преобразуют СН4 и СО2 в тепло и электроэнергию, что дает существенную экономию. Топливные элементы - это особые электрохимические устройства, которые способны преобразовывать энергию, возникшую в результате химических реакций непосредственно в электричество. Процесс протекает без сжигания органического топлива, поэтому в атмосферу не выбрасываются продукты сгорания. В ходе реакции между метаном или другим газом, полученным в процессе анаэробного сбраживания, и кислородом появляется постоянный электрический ток и вода. Полученный постоянный ток с помощью конвертора затем можно преобразовать в переменный и использовать для электроснабжения потребителей. Блок топливных элементов выполнен в виде контейнера, который удобно перемещать и обслуживать. Администрация Нью-Йорка по энергетике в дальнейшем планирует оснастить такими устройствами еще ряд объектов.

Обезвоживание ила

Мощности по обезвоживанию ила имеются не на всех очистных сооружениях Нью-Йорка, на пяти станциях (Норе Ривер, Порт Ричмонд, Кони Айленд, Ауле Хед и Рокавей) они отсутствуют. Там, где обезвоживание ила не производится, ил транспортируется по трубопроводам или перевозится на специальных судах на те станции, где производится обезвоживание ила. Обезвоживание ила снижает содержание в нем воды примерно на 90%, и осуществляется методом центрифугирования или с помощью других устройств (фильтр-прессов, ленточных прессов, декантеров и т.п.). В результате обезвоживания получается кек, успешно применяемый в сельском хозяйстве США. Для улучшения качества конечного продукта к кеку добавляют органический полимер. Содержание твердых веществ в кеке обычно колеблется от 25 до 27%. Полученная в процессе сушки кека вода направляется обратно на очистные сооружения для прохождения повторного цикла очистки.

Суда для перевозки ила

В распоряжении Департамента охраны окружающей среды Нью-Йорка находится три специальных судна для перевозки созревшего ила на станции, имеющие оборудование по сушке ила. Это самоходные танкеры, оснащенные ходовыми дизельными двигателями. Сейчас перевозкой ила постоянно занято три судна: «Ньюта- ун Крик» (год постройки - 1967, дед-вейт - 2600 т, длина - 98,5 м), «Норе Ривер» (год постройки - 1974, дедвейт - 2600 т, длина - 98,5 м) и «Ауле Хед» (год постройки - 1952, дедвейт - 1670 т, длина - 86 м). На каждом судне работают посменно (по 12 час.) четыре команды, каждая из которых состоит из шести человек, включая капитана, старшего помощника, старшего механика, помощника механика и двух матросов. В постоянной эксплуатации обычно находятся два судна (в течение шести дней в неделю), третье судно находится в резерве или подменяет судно, стоящее на ремонте. В среднем процесс погрузки/выгрузки ила занимает два часа. Хотя, как правило, суда ходят по определенному маршруту, в случае аварии на очистных сооружениях или в других непредвиденных обстоятельствах они могут обслуживать и другие станции. В связи с Постоянно растущей нагрузкой на городские очистные мощности и увеличивающимся объемом ила, а также высокой степенью износа танкера «Ауле Хед», городские власти приняли решение о закупке нового судна-иловоза.

Александр Литвинов ВОДАmagazine №9(25) Сентябрь 2009